Устройство кондиционера

Самостоятельный ремонт и обслуживание кондиционеров чаще всего ложатся на плечи сотрудников частных предприятий. Не секрет, что у нас в стране не любят все делать по закону – некоторые горе-руководители так и говорят: Ну, иногда по закону не получается – поэтому ремонтникам приходится делать работу сервисных мастерских. А как, – если не знаешь, с какого бока подойти к устройству. Все кондиционеры внутри более или менее одинаковы. Не нужно пугаться слов инверторное управление и прочих терминов. В первом случае просто имеется схема модуляции напряжения по амплитуде, что снижает или повышает обороты компрессора. В результате интенсивность охлаждения изменяется, но двигатель почти никогда не останавливается. Считается, что такие устройства более долговечны, потому что режим работы щадящий.

Сплит-система, по современному кондиционер, состоит из двух блоков, причем вся самая важная часть вынесена на улицу. Это компрессор и четырехходовой клапан (у моделей, которые могут работать на нагрев), а также схема обогрева картера на случай морозов. Кондиционер по сути является тепловым насосом или – если кого-то пугает это слово – холодильником. В нормальном режиме работы испаритель (морозящая часть) находится внутри, а конденсор снаружи. Оба они обдуваются вентиляторами, поэтому часто и встает вопрос, как провести ремонт бытовых кондиционеров в этой части.

Устройство кондиционера

Внутренний змеевик достаточно замысловатой формы, и течь на нем найти порой тяжеловато. Все эти хитросплетения медных трубок заводят в тупик. Проблема усугубляется тем, что традиционный метод обмыливания применить трудно по причине большой протяженности. В первую очередь следует обработать узлы, лишь затем продолжать движение дальше. В таких случаях, если есть уверенность, что фреон уже вытекает, бывалые мастера рекомендуют накачать систему воздухом. Примерно до 10 атм. В этом случае воздух смешается с остатками фреона, начнет выходить наружу, и можно применить обычный течеискатель. При работе и изобутаном держите подальше спички и прочие опасные предметы во избежание возгорания.

Течеискатель должен быть настроен на фреон. Кстати, по технологии рекомендуется закачивать внутрь именно смесь, но поскольку остатки в контуре в любом случае имеются, то мастера опытные используют обычный компрессор. Доступ можно получить в районе внешнего блока, где установлены тройники с кранами для сервисного обслуживания. Одна сторона высокого давления, другая низкого. Бывает, что в первом случае трубка тонкая, во втором толстая, но не всегда. Сверяйтесь с инструкцией, где именно смотреть.

Закачивать воздух нужно со стороны низкого давления, в противном случае процесс усложнится тем, что поток должен будет пройти через капиллярную трубку (или клапан регуляции температуры). Чистка и ремонт кондиционера продлятся на неизвестный промежуток времени.

Очень удобно в этом случае продувать систему или вакуумировать для удаления влаги перед заправкой. Не забывайте, что нужно выждать минут 15 даже после полной откачки изнутри газа (воздуха и фреона). Это гарантирует, что ресивер-осушитель будет справляться со своей задачей. В этом случае также рекомендуется запустить на непродолжительный срок компрессор, чтобы из масла удалились растворенные газы. Фреон заходит внутрь под собственным давлением из баллона. Количество его вымеряется по массе электронными весами. Вакуум создается насосом. Для всех этих операций используется заправочный коллектор. Вот как примерно выполняются заправка и ремонт кондиционеров:

  • Сначала нужно убедиться, что фреон требуется менять. Почему бы не дозаправить его просто? В систему наверняка попал воздух. По технологии требуется именно замена. В противном случае компрессор в скором времени прикажет долго жить, а режимы работы его станут более напряженными из-за падения эффективности системы. Кроме того воздух обычно содержит и влагу, а это отдельная беда для фреоновых установок. В этом случае хладагент опять же придется менять, и дозаправкой точно не отделаешься. Так почему бы сразу не проводить сервисное обслуживание и ремонт кондиционеров по уму?

Устройство кондиционера

  • На необходимость заправки фреона указывает то, что режимы не поддерживаются. Не работают охлаждение и нагрев. В этом случае прибор отключается. Тракт его прогревается по всей длине. Все это делается в мороз в предположении, что в системе имеется вода, и она забила капиллярную трубку. Процесс не так прост, как может показаться, потому что наружный блок, где все это содержится, может висеть на приличной высоте над землей. Вот когда уместно вспомнить, что мастера советуют наружную часть системы располагать на балконе. Летом обычно эти действия можно не выполнять, потому что отрицательных температур в кондиционере не имеется, следовательно, и ледяная пробка образоваться не может. В этом свете понятно, почему в климатическом оборудовании не уделяют столько внимания фильтру-осушителю, как в холодильниках, где температура испарителя может быть значительно ниже нуля. В общем, если и зимой прогрев не помог, то виновата именно утечка фреона.
  • Чтобы убедиться в том, что давление в системе упало, его нужно измерить. Сервисные краны обычно находятся на внешнем блоке кондиционера. Их легко заметить, – туда прикручиваются соединительные медные трубки. Даже не пытайтесь открутить гайки, это не нужно. Прежде чем открывать краны, установите манометры. На худой случай подойдет коллектор. Давление внутри должно быть больше, поэтому воздух из соединительной трубки в контур не попадет. Давление должно быть выше атмосферного при работающем компрессоре. Более подробно о значениях можно осведомиться в паспорте или у службы технической поддержки фирмы. Мы не сомневаемся, что для каждого кондиционера имеются свои значения.

Устройство кондиционера

  • Как только обнаружено падение давления, необходимо провести вакуумирование. Это процесс удаляет всю влагу из контура, а также воздух, готовя кондиционер к заправке свежим фреоном. Обычно левая часть коллектора соединяется со входом компрессора, по средней трубке происходит откачка, затем и заправка. Коллекторы тоже бывают разные, некоторые позволяют не производить операций стыковки/расстыковки. Это удобно, но опытные мастера как-то выкручиваются. После вакуумирования необходимо выждать какое-то время. Насос все это время работает. Пока все выйдет через капиллярную трубку, пройдет какое-то время. Профи рекомендуют выждать пятнадцать минут с работающим насосом. Затем можно начинать заправку. Для этого все вентили коллектора перекрывают, после чего на место насоса подключается баллон или поршень с фреоном.
  • Емкость с хладагентом ставят на весы, после чего по массе контролируют процесс заправки. Фреон постепенно перетекает в контур. Затем вентили перекрывают и проверяют всю систему на утечки. Это титанический труд, вот почему все трубки сделаны из меди. При контакте с любым металлом в случае наличия воды они становятся акцепторами, а разрушается донор. По этой причине мастеру в большинстве случаев достаточно проверить стыки, чтобы найти утечку. В случае алюминиевых трубок микротрещины могли бы появиться почти в любом месте. Кроме меди можно было бы применять нержавеющую сталь, но стойкий металл плохо поддается обработке, гибке, резке. В то же время при монтаже кондиционера мастер насаживает гайку на трубку, специальным инструментом делает раструб, и разборное соединение готово.

Схожим образом ведется ремонт мобильных кондиционеров на авто. Для наиболее продвинутых шоферов даже продаются специальные наборы, которые помогают заправить контур фреоном. При этом необходимо помнить, что утечка, явившаяся причиной неполадок, также должна быть устранена. Диагностика и ремонт бытовых кондиционеров проходят проще в тех случаях, когда за наружным блоком не нужно карабкаться на двенадцатый этаж. Иначе лучше уж под капотом покорпеть.